Что нужно знать, чтобы стать чемпионом? И чему учиться в школе?

Что нужно знать, чтобы стать чемпионом? И чему учиться в школе?

Каждый пловец, мечтающий стать олимпийским чемпионом, хочет узнать те секреты, которые приведут его на пьедестал. На самом деле все зависит от самого спортсмена, от его желания обучаться, слушать тренера, совершенствоваться вместе с ним и реализовывать свой потенциал. Есть несколько фундаментальных наук, познание которых при правильной реализации на практике может привести пловца к победам.


  1. Биология (и вытекающие из нее науки такие как физиологии, анатомия, медицина, биофизика, биохимия). Почему? Ведь только зная потенциальные возможности своего тела/организма пловец способен достигать максимума. Медицинские познания всех механизмов работы собственного тела позволят пловцу улучшить свои результаты, а также своё состояние после нагрузок и планировать с тренером дальнейшую подготовку. Стандартная формула, используемая раньше «чем больше тренируешься, тем выше результаты» в настоящее время я считаю — главное заблуждение. Знать процессы и методы восстановления своего организма после тренировки-один из принципов правильного и эффективного спортивного плавания. Пловец должен быть осведомлен, как работает его тело, какие процессы в нем протекают при физических нагрузках и их отсутствии.

  2. Физика (а именно гидродинамика, законы физики, плавучесть тела, сопротивление). Зачем? Тело спортсмена — это инструмент и сложный механизм, и чтобы его качественно использовать нужно знать его строение и как оно ведёт в тех или иных состояниях. В плавании во многом хороший результат зависит от правильного положения тела в воде, амплитуды движений, углу входа вводу при выполнении старта, правильном гребке, с точки зрения опоры в воде, все это изучает физика, ее законы, а также гидродинамика. Знание свойств воды, законов сопротивления, плавучести тела поможет пловцу быстрее провести анализ своих движений, "почувствовать воду" и выработать для своего тела наиболее эффективные, рациональные и наиболее экономичные движения при максимальной скорости.

  3. Психология (а точнее спортивная психология). Для чего? Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными навыками и физической подготовкой приобретают значимость интеллектуальные навыки пловца (психологическая подготовка). Поэтому в предсоревновательной и соревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Знание пловцом спортивной психологии поможет ему совместно со своим тренером разработать методы и приемы правильной психологической подготовки, разработать и реализовать методы повышения психологической устойчивости на тренировках и соревнованиям, найти пути психологической закалки как на тренировках так и на соревнованиях, повышения их устойчивости к психотравмирующим ситуациям.

Психология помогает пловцу осознанно воспроизводить и переносить в соревнования результат, полученный на тренировке, так как значительная часть пловцов проводить очень правильный и эффективный во всех планах тренировочный процесс, а на соревнованиях плывет хуже, чем на тренировках, пловец что называется "горит". Здесь и поможет знание психологии и ее применения на практике.


Некоторые пловцы на автомате выполняют движения на тренировках и не понимают, как они это делают и для чего. Знание спортивной психологии помогает анализировать свои движения в тренировочном и соревновательном процессе, постоянно преодолевать себя, терпеть боль ради того, чтобы продвинуться чуть-чуть дальше, уменьшить у спортсмена стресс и волнение перед соревнованиями, определить мотивацию. Мотивация — это двигатель спортивного результата. А знание психологии умение разбираться в своих чувствах потребностях анализировать их поможет найти пловцу различные способы и методы мотивации, и ставить новые и новые цели.


Когда пловец понимает, что с ним происходит, то снижается уровень его тревоги. Со временем, когда он всё чаще применяет эти знания, появляется осознанность. И пловец может научиться себя регулировать — входить в нужные ему состояния и избегать того, что ему мешает. Если пловец хочет добиться высоких результатов, он, как правило, стремится учиться хорошо. Сегодня принцип «сила есть — ума не надо» уже не работает. И если тренер говорит спортсмену — тренируйся, учиться не обязательно, у тебя и так все будет в «шоколаде» — не верьте! Так не бывает!


Loading...